Знаете, на что у психотерапевта уходит больше всего времени? И что самое полезное в любой социальной деятельности? Слушание.
Проговаривание (у него есть еще два сложных названия экстериоризация и интериоризация… страшно? Так вам и надо.), так вот проговаривание - сильнейший инструмент для достижения чего угодно. Есть идея? Проговори ее кому-то с подробностями. Есть проблема? Обида? Страх? Неуверенность? Неточность в планах? Проговори.
Можно, конечно, как алкоголик - перед зеркалом, чтоб компания была из хороших людей. Но лучше, все-таки, с человеком, которому доверяешь, чья оценка и мнение для тебя важны.
Мы слушаем детей каждый день. Иногда даже посреди сражения, потому что ему именно сейчас пришла ЭТА МЫСЛЬ в голову, и он хочет поделиться. Или перед сном, или у костра - он захотел рассказать свой сон, свои переживалки про учебу и будущую абстрактную, но такую важную работу, к которой еще идти и идти - через школу, экзамены, егэ, институт… Все эти социальные обязанности громоздятся на горизонте и их важно и нужно обсуждать. Искать именно свою тропинку по этим горам.
Дети сами выбирают себе слушателей, кому доверить свою душевную печаль или трудность. И мы слушаем - час, два, столько, сколько нужно ему. Задаем вопросы, интересуемся, и предлагаем советы, если они попросят. Ведь они приходят не за готовым решением своей проблемы, а за сочувствием, соучастием и возможностью САМОМУ найти решение. А это можно сделать, проговаривая задачу с кем-то, объясняя подробности и чувства.
Такая незаметная и кропотливая работа, схожая с работой психологов, психотерапевтов и коучей - дать человеку разобраться самому. И не мешать. Не оттолкнуть.
Конечно, важна и деятельность - все эти подвиги, открытия, приключения и положительные эмоции. Но разговоры помогают проработать базу - уже имеющиеся представления, ценности, намерения и желания. И тогда новое волшебное прирастает к личности, к жизненному опыту, к мечтам и планам. Тогда они увозят сказку в себе.