Чему учит лагерь Сага
С каким "багажом" уезжают дети из Саги? Давайте разберемся!
ВАЛЕРИЯ ВЕДЕНЕЕВА
АВТОРЫ СТАТЬИ:
педагог начальных классов
ИРИНА КАЗАКОВА
педагог-психолог
Мы создаем детские лагеря на протяжении 10 лет. С каждым годом мы стараемся удивить наших клиентов, сделать смены ещё интереснее, ещё волшебнее. Хоть и сами не понимаем, куда же ещё интереснее и волшебнее. Но каждый раз превосходим самих себя. Но мы никогда не афишировали всю глубину психолого- педагогической работы, которая происходит сама собой во время веселых приключений. Пришло время проанализировать, с каким "багажом" уезжают дети из Саги.
1. Доверие
"Доверие - это важно. А, точнее, - это всё."
Представь, что ты, читающий этот блог, внезапно стал поселенцем в нашей деревне. Вокруг тебя таится множество опасностей и приключений. Вокруг тебя есть такие же люди (кто все эти люди вокруг меня???). Сможешь ли ты выжить в диких краях, если не доверишься своим товарищам?

Представь, ты стоишь в дозоре, вглядываешься в темноту, ждёшь нападения с разных сторон, а рядом твой напарник. Ему может быть 12 лет, а может 17. Да какая разница? Главное, что ты доверяешь ему самое важное – свою безопасность. А если тебе всего 13 лет, ты сам ещё многого боишься, но тут неожиданно старший парень, которому 16, ночью говорит тебе защищать его со спины. О таком раньше никто тебя ещё не просил, всё вокруг кажется страшным, но хочется оправдать доверие товарища.

Такие ситуации учат тебя доверять другим людям и учат оправдывать доверие. Поддержка товарища в трудные минуты порождает дружбу, заботу о ближнем...
2. Бескорыстность и забота
"Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное."
Отправляясь в дальние походы, заплывы по реке, на охоту в лес, мы заботимся друг о друге. Ну как же ты можешь съесть припасенные печеньки один, если рядом твои голодные друзья? Кто-то сварит чай, а другой поделится теплым плащом. Всегда есть место подвигу, маленькому или большому – вытащить с поля боя раненого товарища, потратить на него последнее лекарство, утешить печального, извиниться за резкость.

Все эти проявления заботы, повседневные и героические, понимаются в настоящих приключениях и трудовых буднях. Первые, кто проявляют заботу по отношению к детям - это наставники, коллектив легко настраивается на эту волну доброты. Мы ведь знаем, что имеет большую важность...
3. уважение к себе
"Уважение к себе вызывает уважение к другим. Повышение самооценки и осознание своей значимости."
Наставники имеют авторитет у ребенка. Несмотря на то, что все в поселении имеют равные права, авторитет у всех разный и он вырастает из слов, внешности, действий и бездействий. Взрослые обладают более высоким авторитетом, что позволяет поделиться им с теми, кому трудно принять себя, уважать и ценить просто по факту своего существования.

Дети тревожные часто сравнивают себя с другими, более успешными, но очень однобоко: «он круто фехтует, а я так никогда не смогу», «она красивее меня», не осознавая своих талантов и способностей, либо оценивая их очень низко. Следом за этими сравнениями следуют выводы «я не достоин любви, уважения и дружбы» и страх быть отвергнутым. Это серьезная проблема, растущая из общества, основанного на конкуренции.

Жизнь в простых условиях дает возможность попробовать много разных и новых дел, перевоплощение в жителя сказочной реальности позволяет попробовать вести себя иначе, чем в привычной жизни. Рисковать, быть искренним, открыть в себе новые таланты, неожиданные способности и силы, и всякое достижение поощряется, становясь опорой для здоровой уверенности в своих силах.

Почувствовав поддержку старших в виде похвалы, совместных приключений, походов, занятий ремеслом или просто душевных разговоров, подросток становится смелее, увереннее в себе. Когда ребёнок понимает свою значимость, он живёт в ситуации комфорта. Он может радоваться за победы друзей, не завидовать, а уважать...
4. уважение к окружающим
"Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего."
Каждый житель деревни ценен сам по себе, и это не зависит от возраста, боевого опыта или навыков.В деревне все жители считаются ценными по умолчанию и жизнь наследника трона империи стоит не больше, чем жизнь огородника или охотника. Любой может собрать тинг, предлагать походы, маршруты, боевые задачи и хитрости.

Один из секретных (уже нет) ингредиентов волшебства Саги – естественность событий. Не все дети хотят вливаться в игровые действия, стесняясь или предпочитая пассивный отдых – чтение, рукоделие, просто чай на крылечке. И даже оставаясь на месте, они, незаметно для себя, вовлекаются в жизнь деревни.

Ютонг не любил работать, и охотиться он тоже не ходил. И даже дрова для костра он собирать не хотел, и каждый день он укладывался на удобный пуфик и мечтал о великих подвигах. День шел за днем, и однажды из пуфика вылупилась безобразная (но очень милая) тварюшка, которая не признала в Ютонге родителя. А ведь он так усердно лежал на пуфике всю смену! Этот случай наделал большой переполох прямо во время тинга. Тварь убежала в лес, а Ютонг стал героем, легенду о котором знает каждый поселенец.

Даже бездействие достойно уважения, мы вместе постигаем это искусство. Однако всегда всегда пытаемся донести детям важную мысль...
5. самостоятельность
"Быть свободным - значит не предаваться безделью, а самостоятельно решать, что делать и чего не делать."
В деревне всегда есть дела – занятия в мастерских, починка крепости, забота о саде, охота и разведка дальних территорий, добыча ресурсов, поддержание порядка в мастерских и юртах. Каждый поселенец сам выбирает, чем заниматься, и в каждой деятельности есть наставник, который подскажет, научит, отдаст возможность руководства другими участниками.

Отсутствие режима дня в первое время опьяняет детей чувством свободы. Но через несколько дней они сами начинают контролировать свой режим, чтобы высыпаться и не пропускать интересные события.

Как они приходят к такой самостоятельности? Во-первых, если никто не заставляет тебя делать "нужные" вещи по расписанию, тебе приходится осознанно выбирать, чем тебе заняться. И это уже личный выбор ребёнка. Во-вторых, если тебе не навязывают временные рамки распорядка дня, ты можешь проспать интересные события, потому что вчера сидел до самого утра у костра. В следующий раз ты решишь лечь намного раньше, чтобы утром не пропустить интересное.

Поселенцы начинают сами понимать ценность времени сна и отдыха, иначе не будет сил для исследования волшебного мира...
6. Любознательность
"Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их. "
Дети по природе своей любопытны, но многие надрессированы повседневностью на осторожность и пассивность – не лезть, где опасно, не трогать, не интересоваться, игнорировать «странное» до тех пор, пока оно не украдет твою котлету.

Чтобы разбудить их интерес и любопытство, по всему миру Саги рассеяны загадки, хвосты древних легенд и намеки. Следы жизни волшебных существ, их присутствие, иногда неявное – необычные царапины на коре дерева, странные звуки по ночам, исчезновение других людей или появление новых. Мы позволяем нашим поселенцам отправляться туда, где им интереснее - за реку, на дальние стоянки, в поля или пещеры, и там они встречают все больше подсказок и чудес.

Саша - директор лагеря, рассказывал очень интересную вещь:

"Мы выходили за ворота и шли на границу исследованной территории. Когда перед нами от горизонта до горизонта открывался пейзаж, я говорил, что они могут выбрать любое направление. Говорил, что они могут идти туда, куда захотят и столько сколько захотят, хоть несколько дней. Такое предложение ставило детей в ступор, абсолютное большинство детей не делало так никогда."

Но мы даем им возможность выбрать свое приключение, поэтому каждую главу мы создаем вместе с детьми, отвечая на их пытливость. Правда, пытливости и любознательности для этого мало, нужна ещё одна важная вещь, которой мы пытаемся их научить…
7. Готовность к риску
"Для того, чтобы жить творческой жизнью, мы должны потерять наш страх ошибиться. Готовность рискнуть открывает новые возможности."
Современный мир создал условия, в которых ребенок почти никогда не предоставлен сам себе, у него есть правила, обязанности, он почти всегда находится под контролем взрослых – дома, в школе, на улице. Благодаря этому с одной стороны – он находится в безопасности. А с другой – его опыт жизни ограничен рамками правил поведения и инструкциями. И страхом их нарушить.

Из чего вырастает смелость? Иногда из незнания, из отсутствия опыта. Иногда из разумного соотношения рисков – что я получу, если выиграю? Что я потеряю, если проиграю? В нашей сказке риск – это приключение, что позволяет участникам попробовать его на вкус. Иногда во время походов с отрядами детей случаются ситуации, в которых наставники имитируют свою беспомощность. Дети вынуждены взять контроль над игровой ситуацией в свои руки. Для этого им нужно найти общий язык между собой, выполнить задачу, ради которой они ушли из деревни, вернуться самостоятельно домой.

А вам известно, каково это – поставить на карту «все» и побывать там, где отчаяние сменяется победой? Для того, чтобы прийти к победе, нужно обладать смекалкой...
8. Нестандартные решения задач
"Подумайте слева, подумайте справа, подумайте снизу и подумайте сверху. Вы можете выдумать мысли, только если попробуете."
Вся жизнь состоит из задач, а мы учим их решать. Не повторяя столбиком однотипные примеры, а находя свое собственное решение на каждый случай.

Разнообразные задачи, проблемы и ситуации можно решить двумя путями – первый путь шаблона, когда уже есть аналогичный опыт (обидел – извинись), второй путь – для нестандартных задач, на которые нет заготовки (а что делать, если извинился – а тебя не простили или даже слушать не стали?).

Игровая ситуация помогает безопасно научиться решать задачи – последствия таких решений отражаются на игре, а не на судьбе, и платить за ошибку придется разве что игровой жизнью персонажа (хотя ею тоже очень дорожат все, кроме Антипа-1, Антипа-2, Антипа-3, который почти убил Рута). В игре есть возможность попробовать разные стратегии поведения, например, к нам в деревню пришел незнакомец. Он может быть угрюмый или ненормально веселый, говорящий на другом языке или вообще немой. И как же с ним быть, решают дети – опираясь на свой опыт и опыт других, и эти решения порой удивляют даже опытных взрослых, связанных уже жизненными привычками и стереотипами. Поговорить на пальцах, станцевать, нарисовать на песке, пантомима, интонации угрожающие или жалобные - благодаря творческому поиску они учатся искать нестандартные решения задачи.
ВЫВОД
Конечно же, в наших приключениях ребенок получает ещё уйму всяких навыков, но в этой статье мы выделили ключевые для нас. Мы воспитываем поколение любознательных и неравнодушных людей, остальное ребенок возьмет уже сам.

Самобытный подход коллектива Саги к работе заключается в том, что дети приобретают большое количество качеств и навыков не в образовательной среде, а в ходе естественной жизни в сказочной деревне. Мы создали такие условия, в которых дети учат новому друг друга, получают опыт от наставников, делают выводы из происходящих событий. Такие игровые уроки перерастают в жизненный опыт.
Читайте также в нашем блоге: