10 заповедей настоящего педагога
Секреты успешного успеха от педагогов нашего лагеря))
ВАЛЕРИЯ ВЕДЕНЕЕВА
АВТОРЫ СТАТЬИ:
педагог начальных классов
ИРИНА КАЗАКОВА
педагог-психолог
Говоря о взрослых людях, работающих с детьми, мы предпочитаем употреблять слово "наставник", а не слово "педагог". Это связано с тем, что в нашей команде не все наставники имеют педагогическое образование. Самое важное в работе наставника - наблюдение и несение ответственности за психическое и физическое состояние детей, уважение их границ. Наличие педагогического образования совсем не гарантирует то, что наставник, работающий с детьми, будет ответственным и счастливым человеком. А методика подбора педагогического состава в наш лагерь гарантирует это.

Мы хотим дать детям лучшее, что у нас есть, то, чему они подражают, чем восхищаются. Для этого мы вывели несколько неписанных (а вот теперь и писаных!) заповедей. Они и стали основой нашей работы.
1. Быть счастливым
Не даром одна из ценностей в нашей работе - проверенный временем коллектив. Каждый взрослый из нашего коллектива любит свое дело - едет работать для того, чтобы делиться своими умениями с детьми и наставниками. Наставник обязательно должен быть счастливым человеком. Только счастливый и вдохновлённый человек может дарить радость окружающим.

Всем известно высказывание: "Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни". Наши наставники занимаются с детьми исключительно тем, что им нравится.

Мы всегда следим за эмоциональным состоянием друг друга и стараемся создать атмосферу радости в коллективе. Любимая деятельность, чуткие друзья - важные составляющие счастливого человека.
2. В любой ситуации быть самим собой
Нам не нужно притворяться какими-то особенно хорошими людьми. Дети чувствуют фальшь и, что хуже, подражают ей. Искренность - лучшее оружие, мы используем его на полную катушку. Особенно, когда встречаем детскую неуверенность, стеснение или одиночество.

Бывает ли у взрослых плохое настроение? Бывает. Мы ворчим, хмуримся. Кто-то любит побыть один, когда ноет плечо, вывихнутое оборотнем дюжину лет назад. И в это время мы не прикидываемся счастливыми ангелами, потому что живой человек может быть не в духе. И это нормально. И на вопрос ребенка: "Что с тобой?" - честно признаемся: "Да настроения нет, все раздражает, хочется посидеть в углу". И они запоминают все - что плохое настроение тоже бывает, и мир не рухнет, если ты в этом признаешься. И тут свершается чудо, они начинают заботиться о нас - заварят чай или кофе, сыграют на гитаре, принесут плед. Да, это такой подарок, который помогает справиться с хандрой. Все не зря, бессонные ночи в болоте и содранные коленки в приключениях. Дети не потребители развлекательной программы, они наши друзья. И мы учимся быть честными с ними, а они с нами.
3. Давать свободу выбора
,Пытайся и получится. Детство - самый пытливый и опасный возраст. С одной стороны - неистовая жажда познания, с другой - отсутствия опыта. Горючая смесь. Так откуда же взяться опыту, если запрещать и не пускать? И нужно найти грань между свободой выбора и безопасностью. Опыт и здравый смысл - это не атрибуты взрослости, которые появляются с получением паспорта или завершением обучения в университете. Это не календарный признак, а результат практики.

Поэтому с полной уверенностью мы отдаем детям в руки контроль над их жизнью в деревне. Дети сами решают, когда им проснуться, где им раздобыть еду для похода, справляются с игровыми и бытовыми проблемами. Играя с ними на правах таких же персонажей, мы помогаем лишь в тех случаях, когда они в ступоре или растерянности.
4. Общаться на равных
Ребенок строит картинку мира из того, что видит, слышит, с чем соприкасается. И рисует образ "себя взрослого" с тех людей, которые его окружают. Есть родители, с которыми установлены традиционные иерархические отношения, есть учителя со своим каноном, есть чужие люди на улице / в магазине и т.д. Мы предлагаем альтернативных взрослых, которые вроде бы и взрослые, но к ним нужно обращаться на ты или по имени. Над наставниками можно шутить, можно укорить в ошибке, с ними можно (и нужно!) спорить. Со взрослыми устанавливаются равные отношения.

Обращаясь к ребенку, как ко взрослому, мы побуждаем его к общению на уровне ответственности, осознанности и силы. Мы ожидаем от них взрослых поступков. Ребёнок может управлять другими людьми, он - может принимать важные решения, он - нужный и ценный человек.
5. Уметь правильно хвалить и критиковать
Каждый может собрать тинг и говорить на нем о том, что считает важным. Взрослые тоже говорят на тинге, их можно критиковать и иногда перебить - особенно в пылу спора. Критика это тонкое искусство и мы считаем, что критиковать имеет право тот, кто уважает собеседника. Иначе это будет высокомерное позерство. Дети очень внимательны. Некоторые вещи они впитывают, не осознавая, лишь подражая своим наставникам. Ребята восхищаются ценностями, харизмой или репутацией взрослых. Наблюдая стиль спора старшего, они перенимают его. Поэтому взрослые разговаривают, выбирая каждое слово, фразу, интонацию.

Обычно дети хотят быть хорошими. Они желают получить признание, одобрение, завести друзей, но не все умеют этого добиваться. Просто не знают как и совершают ошибки, говорят обидные слова, песком кидаются и так далее. И приходится уже объяснять "словами через рот" - что же он сказал не то, и как лучше выйти из ситуации. Как вообще в жизни стоит поступать, когда на тебя кричат или плюются. И такие разговоры проходят с глазу на глаз, это не то, что следует обсуждать при всех. А вот хвалить даже малейшие победы - это само собой, достояние всей деревни. На тинге, у костра, записать подвиг в летопись - чтобы каждый, даже маленький подвиг запомнился у ребенка, как его достижение.
6. Не бояться совершить ошибку
Они боятся. Жизнь часто ставит их в парадоксальную связку, когда есть только одна попытка и нет права на ошибку. А риск велик - экзамены, мнение родителей, статус среди друзей… И, боясь оступиться, они предпочитают не делать ничего вовсе. Лучше не тратить эту попытку, подождать лучшего времени… А если поезд уйдет? И пусть уйдет, не надо будет мучительно напрягаться и так страшно рисковать.

Чтобы раскрепостить эту сверхзащищенность от ошибок, мы вынуждаем их совершать множество действий каждый день. Просто сама ситуация жизни в деревне вызывает их на инициативу. Сначала ребята принимают на себя робкую инициативу: "А можно я эти палки сложу?". Чуть позже более самостоятельную - на бегу собрать оружие, скомандовать.

Когда ошибки не смертельны, а попыток много - уходит страх и начинается тренировка тех самых жизненно важных качеств - настойчивости, упорства, достигаторства. Что тренируется - то и развивается. Но для этого нужен опыт многих ошибок и многих побед.
7. Слышать просьбы детей
Если дети хотят идти на разведку дальних земель, найдётся наставник, который с радостью уйдёт с ними в поход, да ещё и с ночёвкой. Если захотят дети собирать травы, наставник отправится на их поиски, сопровождая отряд.

Была у нас одна история. Наш заместитель директора - Серёжа Семененко, нашёл красивые деревянные стружки, а он как раз хотел давно собрать какую-нибудь модель. Сел, начал мастерить корабль. К нему с радостью подключились девочки, с которыми они мастерили модель несколько дней.

Захотят дети мороженое, семечки или ещё что-нибудь вкусное, сообщают нам, к вечеру уже радуются своим лакомствам. Почему нет, если родители не против? Сразу возникает ощущение, что ты дома, о тебе заботятся.

Конечно, хочется вернуться к таким взрослым, которые слышат твои просьбы, с радостью берут тебя в любую деятельность, ощущают важность твоих потребностей и общаются на равных, независимо от своего рабочего статуса.

Это совсем не значит, что мы потакаем любым капризам. Если складывается такая ситуация, что мы не можем выполнить детскую просьбу, мы обязательно объясняем по какой причине это происходит и ищем альтернативу.
8. Быть максимально чуткими
Эмпатия - умение слышать чувства других людей. Она дана кому-то больше, кому-то меньше. Среди педагогов она особенно высока, потому что в педагоги идут те, кто хочет понять детей и донести до них свою очень важную и нужную пользу. А еще педагогическая деятельность тренирует эмпатию.

Общаясь из года в год с детьми, подростками, ровесниками и взрослыми, живя регулярно в большой и тесной компании лагерного общежития - ты начинаешь понимать настроения людей, учишься считывать эмоции. Начинаешь понимать к кому не стоит подходить, а кого нужно подбодрить. Поэтому опыт жизни в тесном сообществе важен для настройки чуткости педагога.

Даже не слишком эмпативные наставники вовлекаются в эту игру "не дай ребенку одиноко скучать", это негласное правило - спросить о настроении, о планах на день, позвать что-то делать, просто сказать шутку или добрые слова.

Чтобы вовлечь ребенка в деятельность, нужно уметь считывать его эмоции и уметь сопереживать им.
9. Слушать детей
Знаете, на что у психотерапевта уходит больше всего времени? И что самое полезное в любой социальной деятельности? Слушание.

Проговаривание (у него есть еще два сложных названия экстериоризация и интериоризация… страшно? Так вам и надо.), так вот проговаривание - сильнейший инструмент для достижения чего угодно. Есть идея? Проговори ее кому-то с подробностями. Есть проблема? Обида? Страх? Неуверенность? Неточность в планах? Проговори.

Можно, конечно, как алкоголик - перед зеркалом, чтоб компания была из хороших людей. Но лучше, все-таки, с человеком, которому доверяешь, чья оценка и мнение для тебя важны.

Мы слушаем детей каждый день. Иногда даже посреди сражения, потому что ему именно сейчас пришла ЭТА МЫСЛЬ в голову, и он хочет поделиться. Или перед сном, или у костра - он захотел рассказать свой сон, свои переживалки про учебу и будущую абстрактную, но такую важную работу, к которой еще идти и идти - через школу, экзамены, егэ, институт… Все эти социальные обязанности громоздятся на горизонте и их важно и нужно обсуждать. Искать именно свою тропинку по этим горам.

Дети сами выбирают себе слушателей, кому доверить свою душевную печаль или трудность. И мы слушаем - час, два, столько, сколько нужно ему. Задаем вопросы, интересуемся, и предлагаем советы, если они попросят. Ведь они приходят не за готовым решением своей проблемы, а за сочувствием, соучастием и возможностью САМОМУ найти решение. А это можно сделать, проговаривая задачу с кем-то, объясняя подробности и чувства.

Такая незаметная и кропотливая работа, схожая с работой психологов, психотерапевтов и коучей - дать человеку разобраться самому. И не мешать. Не оттолкнуть.

Конечно, важна и деятельность - все эти подвиги, открытия, приключения и положительные эмоции. Но разговоры помогают проработать базу - уже имеющиеся представления, ценности, намерения и желания. И тогда новое волшебное прирастает к личности, к жизненному опыту, к мечтам и планам. Тогда они увозят сказку в себе.
10. обладать Чувством юмора
На самом деле мы выделили лишь девять основных принципов нашей работы. Но "10 заповедей настоящего педагога" звучит намного круче!)) Мы решили выкрутиться из ситуации, добавить ещё один пункт.

Юмор это не просто посмеяться и получить удовольствие, это сильнейший инструмент, сглаживающий досаду от поражения, привлекающий друзей к сопереживанию.

Но шутка может быть и оружием. Никому не приятно быть осмеянным и униженным, да еще кем - друзьями! Иногда приходится объяснять это прямо - шутка может обидеть. Но чаще хватает примера - когда мы, взрослые, подтруниваем друг над другом или устраиваем розыгрыши, вовлекая ребят в шалости.
ВЫВОД

Воспитывать чужих детей никогда не было нашей главной целью, скорее мы стремились развлечь их. Нам нравится бегать по лесу, танцевать, заниматься ремеслами, восхищаться грозой и закатами сидя на крыше таверны. И дети впитывают это, меняясь рядом с увлеченными людьми - разыскивая свой собственный путь в жизни.

Итак, хотите попасть в наш коллектив? Тогда вот вам рецепт настоящего педагога в детском лагере:

  1. Быть счастливым.
  2. Быть самим собой в любой ситуации.
  3. Уважать свободу выбора других людей.
  4. Общаться на равных со всеми.
  5. Уметь правильно хвалить и критиковать.
  6. Не бояться совершить ошибку.
  7. Слышать просьбы других.
  8. Быть максимально чутким.
  9. Слушать других.
  10. Обладать чувством юмора.
Читайте также в нашем блоге:
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ ...
МЫ В СОЦСЕТЯХ